Система работы классного руководителя по устранению отклонений в поведении учащихся, попавших в трудную жизненную ситуацию

Модернизация образовательной деятельности современной школы и обозначение приоритета воспитания в последних документах, отражающих государственную политику в образовательных учреждениях, вызывают необходимость осмысления проблемы нравственного воспитания личности.

И.С. Марьенко обозначил «нравственность – как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.»

По И.Ф. Харламову содержание нравственности заключается в следующем:

В отношении к Родине (патриотизм) – любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется.

В отношении к труду (трудолюбие) – предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности.

В отношении к обществу (коллективизм) – умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчинятся и умение руководить.

В отношении к себе – уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность.

Недостатки и просчеты нравственного воспитания школьников обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями, бездуховностью.

Своеобразной формой бездуховности является уход некоторых молодых людей от общества в субъективный мир или состояние «балдения» под влиянием спиртного или наркотических средств.

Наиболее опасной формой безнравственного состояния некоторых школьников является лицемерие, практическое использование двух-трехстепенной морали: одна внешняя, показная — для школы; другая—для дома, для семьи, вводящая в заблуждение родителей; третья подлинная—для своего круга общения и для себя.

Обострение всех жизненных противоречий ведет к появлению педагогической запущенности школьников. Педагогическая запущенность — это один из факторов, питающих правонарушения и преступность несовершеннолетних. Предупреждение и профилактика педагогической запущенности – одно из главных направлений работы педагога, которое основывается на методе реконструкции характера, т.е. перевоспитании.

Основные функции перевоспитания: (слайд №2)

  • восстановление положительных перспектив, смыслов, ценностей человека;
  • компенсация недостающих качеств успехами человека в других сферах;
  • стимулирование индивидуальных творческих сил, нравственных устремлений личности в условиях групповой деятельности и общения;
  • специальная помощь в индивидуальном осознании проблем (сопереживание, поддержка, содействие в решении проблем и др.);
  • изменение социальной ситуации развития перевоспитуемого ;
  • содействие в созидании человеком собственного нового опыта отношения к себе, окружающим людям, обществу в целом.

Перевоспитание осуществляется в соответствии с определенными этапами. (слайды № 3-7)

1 этап — (для педагогов, изначально приступивших к работе с классом) выявление в классном коллективе учащихся, склонных к нарушению нравственных норм общения и поведения, систематически отстающих в учебной деятельности.

Для этого классному руководителю необходимо: 

1. Проанализировать школьную документацию:

а) классный журнал (с целью выяснения успеваемости учащихся по предметам, посещаемость ими занятий, занятость во внеклассных кружках, клубах, секциях);

б) индивидуальные характеристики учащихся, составленные предыдущим классным руководителем;

2. Побеседовать с учителями-предметниками, работающими в классе, с целью получения информации об особенностях поведения и учебной деятельности детей, демонстрирующих отклонения в поведении;

2 этап — изучение личностных и поведенческих характеристик школьников, демонстрирующих отклонения в поведении и отставание в учебе; изучение среды, окружающей ребенка.

Для этого классному руководителю необходимо пронаблюдать за каждым педагогически запущенным учащимся, побеседовать с ним, познакомиться с семьей ученика, проанализировать ближайшее окружение ребенка. При выполнении данной работы педагогом заполняется карта изучения педагогически запущенного учащегося (приложение 1), а также карта изучения условий и проблем семейного воспитания (приложение 2), которую родители могут заполнить сами во время родительского собрания.

3 этап — выявление причин, приведших к педагогической запущенности учащегося и определение степени его педагогической запущенности .

С этой целью классный руководитель анализирует всю полученную им информацию, отраженную в заполненных картах, названных выше.

4 этап — составление педагогом программы коррекции личности воспитанника и устранения отклонений в поведении. Данная программа составляется индивидуально для каждого педагогически запущенного учащегося и дает ответы на следующие вопросы:

а) какие качества необходимо устранить или воспитать в ученике;

б) что для этого необходимо сделать;

в) кто и как может помочь в этой работе на различных этапах перевоспитания.

Как правило, программа состоит из трех разделов:

1) психолого-педагогическая характеристика учащегося (см. приложение 3);

2) социально-педагогическая коррекция (формы и методы работы с учащимся) (см. приложение 4);

3) психологическая коррекция.

Психологическая коррекция, кроме всего прочего, предполагает обеспечение психологической готовности подростка к перевоспитанию. С этой целью педагог входит в доверие к ребенку, устанавливает с ним эмоциональный контакт во время бесед, пробуждает интерес к личностно и социально полезным видам деятельности.

5 этап — реализация индивидуальной программы перевоспитания школьника, накопление учеником нравственно положительных качеств, поступков. На этом этапе важно, чтобы воспитанник сам научился оценивать свои поступки, их причины, положительные и отрицательные стороны и самостоятельно находить путь дальнейшего поведения.

Профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности детей и подростков будет успешной при реализации следующих условий: (слайд №8)

  1. комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции;
  2. учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей ребенка и специфики социально-педагогической ситуации развития ребенка;
  3. профессиональная компетентность педагога;
  4. опора на положительные качества личности ребенка и ориентация на гармоничное ее развитие;
  5. единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов воздействия на воспитанника;
  6. дифференцированный подход в процессе обучения;
  7. выявление адекватности применяемых мер профилактики на основе данных социально-педагогического мониторинга;
  8. научно-методическое оснащение процесса взаимодействия школы, семьи и других социальных институтов.

В зависимости от возраста ребенка можно выделить четыре группы методов профилактики социально-педагогической запущенности детей и подростков. (слайд № 9)

1. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной и игровой деятельности:

Ø познавательные игры;

Ø создание ситуаций эмоционального переживания;

Ø создание ситуаций занимательности;

Ø создание ситуаций опоры на жизненный опыт;

Ø создание ситуаций успеха в учебно-познавательной и игровой деятельности.

2. Организация жизни и деятельности детского коллектива:

Ø создание ситуаций личностной и групповой перспективы;

Ø коллективные и творческие игры;

Ø коллективные соревнования.

3. Общение и взаимодействие в различных ситуациях:

Ø уважение;

Ø педагогическое требование;

Ø убеждение:

Ø понимание;

Ø доверие;

Ø педагогическое предостережение;

Ø анализ поступка;

Ø решение конфликтной ситуации.

4. Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование активности ребенка:

Ø пример, разъяснение;

Ø ожидание радости;

Ø снятие напряжения;

Ø обращение к самолюбию, самоуважению;

Ø требование;

Ø внушение.

В связи со структурой воспитательного процесса педагог должен в совершенстве владеть четырьмя группами методов:

1. Подготовка педагога к решению воспитательных задач: диагностики, целевой ориентации, планирования и организации воспитательной работы;

2. Педагогическое воздействие: убеждением, организацией жизнедеятельности учащихся, созданием воспитательных ситуаций, стимулирования процесса воспитания;

3. Координационно- корректирующий метод: выработка единых требований, контрольными, аналитическими и оценочными методами;

4. Совершенствование процесса воспитания и перевоспитания: методами повышения педагогического мастерства, совершенствования воспитательной работы.

Для профилактики и преодоления педагогической запущенности учащихся педагогу нужно овладеть методикой воспитательной деятельности, хорошо знать особенности объекта педагогических воздействий, уметь устанавливать и поддерживать наиболее оптимальные контакты с этими учащимися, наиболее эффективно применять каждый из методов воспитания и перевоспитания. Только владея всеми этими особенностями можно добиться лучшего результата.

Литература

1. Марьенко И.С. Процесс нравственного воспитания школьников. – М.: Народная асвета, 1971.

2. Рувинский Л.И. Психолого – педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. – М.: Педагогика, 1999г.

3. Волкова Е.С. Трудные дети или трудные родители. – М.: Профиздат., 1997г.

4. Кочетов А.И. Мастерство перевоспитания. – Мн.: Народная асвета, 2005г. \

Список использованной литературы

1. Алемаснин М.А., Морозова Т.А. Особенности воспитательной работы с педагогически запущенными учащимися в СПТУ. — М.: Просвещение, 1986.

2. Борисов Г.Б. В мире подростка. — М.: Медицина, 1982.

3. Вертинская Н.Н. Индивидуальная работа с учащимися. – Мн.: Народная асвета,1983.

4. Волкова Е.С. Трудные дети или трудные родители. – М.: Профиздат., 1992.

5. Высоцкий А.Н. Анализ приемов, применяемых подростком при самовоспитании. – М.: Просвещение, 1967.

Скачать»Система работы — приложения»