Рекомендации для написания сочинения. Часть С ЕГЭ

Подготовительная часть к написанию сочинения

  1. Внимательно прочитайте исходный текст несколько раз.
  2. Посмотрите, кто автор текста, известен ли он вам (это может помочь при написании вступления).
  3. Подумайте, о чем текст? Какова его тема? (это поможет сформулировать проблему). Напишите на черновике тему текста.
  4. Найдите предложение, в котором заключена главная мысль текста (это поможет понять позицию автора).

Написание сочинения на черновике

План сочинения

  1. Вступление.
  2. Проблема, над которой размышляет автор.
  3. Комментарий.
  4. Авторская позиция
  5. Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора).
  6. Первый аргумент.
  7. Второй аргумент.
  8. Вывод (заключение).

1. Вступление

Возможные варианты вступления:

  • Вопросно-ответное единство, т.е. ставится ряд вопросов и ученик сам отвечает. Например, «Что такое счастье? Существует ли абсолютное счастье?»
  • Назывное предложение. Например «Счастье. Кто хоть раз не задумывался над этим понятием?»
  • Риторический вопрос.
  • Цитатное начало. (Привести какую – нибудь цитату по теме. Например, «Известная пословица гласит: не имей сто друзей, а имей сто друзей», или Чацкий в комедии «Горе от ума» произносит фразу: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»
  • Если знаете что-либо об авторе, можно написать несколько слов о нем или о своем знакомстве с его книгами (если автор вам известен). (Например, «Перед нами текст известного писателя = публициста = учёного (имя, фамилия),который известен не только в России, но и далеко за её пределами…). Но здесь главное не перепутать Гоголя с Чеховым, Достоевского с Толстым и не приписать им, например, «Евгения Онегина»), если ничего не знаете, то:
  • Написать о впечатлении, которое произвел текст (но без пафоса и лжи). Если впечатление резко отрицательное, лучше об этом умолчать, чтобы не было снижения баллов за этику. Если текст произвел впечатление, желательно подумать почему. (Например, « Я с удовольствием = с живым интересом = большим интересом = с увлечением прочитала текст известного автора…, он произвел на меня сильное = неизгладимое впечатление и заставил задуматься над поставленной писателем = публицистом проблемой…).
  • Можно обрисовать типичную (аналогичную изображенной в тексте) ситуацию. (Часто бывает так, что…) или написать о том, что многие писатели = публицисты затрагивают эту же тему. (Например, «С тех пор как существует мир, существует и извечная тема добра и зла. Многие писатели и поэты в своих произведениях затрагивают эту вечную проблему…).

2. Проблема, над которой размышляет автор

  • Проблема = вопрос – это то, на что обращает наше внимание автор, что его волнует. Она перекликается с темой текста, «вытекает» из неё (посмотрите на черновик, где записана тема текста, на предложения, где выделена главная мысль). Но тема одна, а проблем может быть несколько, выберите только одну, более близкую вам, к которой вы в последующим можете подобрать аргументы.
  • Проблема должна быть взята более крупно, чем просто частный случай, описанный автором (проблема милосердия, нравственного выбора (между чем и чем), социальной справедливости, жестокого отношения (к чему или кому?), одиночества, цели и смысла (жизни, писательского труда и тому подобное), сложности жизни, роли (книг, музыки, природы и т. п.) в жизни человека и др. Как правило, описанный случай для автора – иллюстрация к его размышлениям о проблеме. Об этом следует помнить.
  • Слово «проблема» (или «вопрос») обязательно должно прозвучать в тексте! Причем не надо путать проблему с авторской позицией. Позиция обозначается как тезис (законченное предложение), а проблема формулируется либо как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже ( чего?).
    Например, «в тексте затрагивается проблема (чего?) соотношения добра и зла в мире = автора текста волнует вопрос соотношения добра и зла в мире».
  • Кроме того, очень важно различать проблему, над которой размышляет автор текста, и проблемы, которые возникают в его собственной жизни. Мы пишем о первой. (Многие путают и пишут: «У автора есть проблема»… Звучит довольно забавно).
  • Перечитайте, как вы обозначили проблему. Если в форме вопроса, то позиция автора (о которой вы будете писать далее ), должна звучать,  как ответ на этот вопрос. Если по формуле «проблема + существительное в родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции.
  • Если вам сложно обозначить проблему, попробуйте идти от обратного. Прочитайте текст внимательно и подумайте, ради какой идеи (мысли, концепции) тратил усилия автор? Что он хотел вам сказать? Нашли? Попробуйте задать к этому тезису вопрос, а лучше несколько вопросов об одном общем предмете. Помните, что вопрос не должен быть риторическим (то есть не требующим ответа).

Речевые клише:

  • в данном тексте автором затрагивается = поднимается =выдвигается = освещает = касается актуальная = злободневная проблема = вопрос…
  • на первый план автором выдвигается проблема…
  • автор текста, известный писатель = публицист= учёный…, поднимает важную проблему… (можно вставить цитату из текста)
  • проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что…

3. Комментарий к проблеме

  • Нужно дать пояснения по поводу проблемы, охарактеризовать её с разных сторон:
  • К какому типу относится данная проблема: нравственная, экологическая, социальная, философская, психологическая, политическая.
  • Является ли эта проблема актуальной для всех  или она интересует узкий круг специалистов, людей с определёнными интересами, относящихся к некой социальной или возрастной группе ( злободневная, острая, глубокая, назревшая, наболевшая).
  • Традиционная или новая, если традиционная, то как её решали раньше, если новая, то почему возникла. Актуальна ли эта проблема в наши дни? Почему она стала более актуальной в последнее время?
  • Почему автора привлекла данная проблема? Какие стороны проблемы автор просматривает более детально и почему? Какие оценки даёт автор этой проблеме?
    Здесь не пройдут ни пересказ, ни сплошное цитирование. Обратите внимание, что нужно комментировать проблему, отраженную в тексте, а не просто текст и его темы и не просто проблему в отрыве от текста.

Речевые клише :

  • В современном мире обозначенная проблема ( поднимаемый вопрос) представляет особую актуальность в связи с…
  • Поднятая = затронутая в тексте проблема = вопрос возникла в глубокой древности, но в современном обществе она стала особо актуальной = злободневной…

4. Авторская позиция

Авторская позиция = отношение автора к проблеме ( главная мысль текста = идея, к чему призывает автор).

  • Найди в тексте отмеченные ранее предложения, где заключена главная мысль текста.
  • Попытайся перефразировать их или сформулировать своими словами, включая в предложения цитаты из текста.
  • Не переписывать и не пересказывать текст.

Речевые клише:

  • Рассматривая проблему…, автор весьма четко формулирует=выражает собственное мнение: он…
  • Автор уверен = убежден в том, что…
  • Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, но мы, читатели, прекрасно понимаем, что … (условно говоря, так поступать недопустимо, потому что это влечет за собой…)

5. Собственное мнение

  • Высказывая собственное мнение, недостаточно только выразить согласие или несогласие с автором, то есть недопустимо писать так: «Я согласен/не согласен с автором, потому что он пишет о (считает, что…)…». Вы ведь не о причине своего согласия/несогласия с автором пишете, а аргументы в защиту/против авторской позиции подбираете. А аргументы должны что-то доказывать. Формула должна быть примерно такая: «Я согласен/не согласен с автором, потому что… и также считаю…»
  • Если не пишется или пишется мало и с трудом набирается 149 слов, можно использовать вопросно-ответную форму повествования: задали себе вопрос и сами на него отвечаете. Но тоже без особого энтузиазма!. Этот прием хорош в комментариях, но его можно использовать не более 2- 3 раз.

Речевые клише:

  • Я разделяю точку зрения автора на поднятую им проблему и также считаю, что…
  • Нельзя не согласиться с мнением автора…
  • Я принимаю точку зрения автора…
  • Я считаю, что автор обоснованно ( или необоснованно) утверждает…
  • Не во всем соглашаюсь с мнением автора, так как…

6-7. Аргументация

Аргументация = доказательство собственного мнения

  • Нужно привести не менее 2 аргументов в защиту своей позиции.
  • Аргументы могут быть взяты из личной жизни, жизни окружающих, из жизни знаменитых людей, статистические данные, факты.
  • Лучше, если вы берете аргументы из литературных произведений, притч, легенд. Можно использовать цитаты известных людей, афоризмы, пословицы, положения законов и официальных документов, ссылаться на кинофильмы, телепередачи, законы природы, научные эксперименты.

Речевые клише:

Предложение – связка между собственной позицией и аргументами:

  • Попробую = попытаюсь доказать собственное = свое мнение.
  • В доказательство справедливости моей позиции приведу следующие аргументы= доводы=доказательства.
  • Справедливость собственной позиции могу доказать с помощью следующих доводов.
  • В доказательство можно привести следующие аргументы: во – первых…, во – вторых… ; эта точка зрения подтверждается ещё таким примером…
  • На основе вышесказанного можно сделать вывод… Таким образом,… Итак,… следовательно,…

8. Заключение

Цель заключения – подвести итог и оставить хорошее впечатление.

Виды заключения:

  • Общий вывод
  • Ответ на вопрос, поставленный во вступлении
  • Замечания о влиянии этого текста на читателей.

Например, « Хочется думать, что проблемы, затронутые Лихачевым, будут услышаны молодым поколением, что многие задумаются о том, что…»

Не забывайте каждую часть начинать с красной строки ( должно быть абзацное членение! не менее 3 абзацев! ) и продумывать логику перехода от одного абзаца к другому.

Вы закончили черновик. Прежде , чем переписывать в чистовик:

  1. Перечитайте его внимательно, посмотрите, нет ли повторов, если есть, постарайтесь заменить синонимами, однокоренными словами, местоимениями.
  2. Сопоставьте с планом- не пропустили ли чего.
  3. Если сомневаетесь в правильности написания слова, замените слово.
  4. Если сомневаетесь в правильности постановки знаков препинания, переделайте предложение.

Пишите разборчиво, аккуратно!